Акредитация организаций в охране труда
Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания услуг в области охраны труда.
Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;
- подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;
- обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами – получателями услуг в области охраны труда.
- открытости и доступности правил аккредитации;
- компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
- недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации;
- обеспечения равных условий организациям, претендующим на получение аккредитации;
- недопустимости участия в оказании услуг в области охраны труда организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.
Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Минтруд России заявление.
В заявлении указываются:
- полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;
- почтовый адрес места нахождения организации;
- основной государственный регистрационный номер организации;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;
- сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;
- сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;
- сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;
- сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.
Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, дополнительно указывает в заявлении:
- сведения о документах (номер, дату, кем выданы), подтверждающих право осуществления образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти;
- сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;
- сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30% преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;
- сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения;
- сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Не допускается требовать от заявителя представления каких-либо документов кроме заявления.
Заявление представляется заявителем в Минтруд России непосредственно или направляется почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.
Минтруд России осуществляет аккредитацию путем внесения следующих сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – реестр):
- полного и сокращенного, в том числе фирменного (при наличии), наименования заявителя, его организационно-правовой формы;
- почтового адреса места нахождения заявителя;
- основного государственного регистрационного номера заявителя;
- идентификационного номера налогоплательщика;
- вида услуги в области охраны труда, на оказание которой осуществляется аккредитация;
- даты поступления заявления и его регистрационный номер;
- сведений, указанных в п. п. 6-8 Правил.
В случае несоответствия поступивших документов п. п. 5-11 Правил должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления направляет их посредством почтового отправления заявителю с мотивированным обоснованием возврата документов.
Заявитель вправе после устранения нарушений, указанных в мотивированном отказе, с заявлением с пометкой «повторно» направить документы для рассмотрения в порядке, установленном п. 13 Правил.
Должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение 3 рабочих дней с момента внесения в реестр сведений, указанных в п. 14 Правил, обеспечивает направление заявителю письменного уведомления о включении его в реестр.
Плата за проведение процедуры аккредитации с заявителя не взимается.
Аккредитованные организации, оказывающие услуги в области охраны труда, обязаны сообщить в письменной форме в Минтруд России сведения о следующих изменениях:
- изменении места нахождения юридического лица;
- реорганизации юридического лица.
Изменения, предусмотренные п. 18 Правил, вносятся в реестр в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в Минтруд России.
Организация может быть исключена из реестра в следующих случаях:
- по заявлению организации;
- при представлении организацией подложных документов или заведомо ложных сведений;
- в случае ликвидации организации.

Должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение трех рабочих дней рассматривает заявление и вносит сведения об исключении организации из реестра, а также размещает данную информацию на официальном сайте Минтруда России в сети Интернет.
Расширение (сокращение) области аккредитации осуществляется по заявлению организации в порядке, предусмотренном п. п. 5-16 Правил.
При реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования) аккредитация правопреемника (правопреемников) проводится в порядке, предусмотренном п. п. 5-16 Правил.
Реестр ведется на бумажном и электронном носителях. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Минтруд России размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня внесения сведений в реестр.
Минтруд России по письменному запросу представляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
Если в организации проводится специальная оценка труда, то согласно ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна:
- указать в своих уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- иметь в наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- иметь в наличии в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Организации, ранее аккредитованные в сфере оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда в установленном порядке.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 (далее – Правила).
Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.
Формирование и ведение реестра осуществляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять в том числе обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает:
- техническое функционирование реестра;
- безопасное хранение и использование сведений, содержащихся в реестре, в том числе их защиту от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении таких сведений;
- осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа сведений, содержащихся в реестре;
- доступ в установленном порядке к сведениям, содержащимся в реестре, без взимания платы;
- взаимодействие реестра с иными информационными системами.
- полное наименование и место нахождения организации;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- основной государственный регистрационный номер;
- сведения о наличии в уставных документах организации указания в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- сведения о наличии в качестве структурного подразделения организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с указанием номера, даты выдачи аттестата аккредитации и области ее аккредитации, соответствующей требованиям п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Закона № 426-ФЗ;
- сведения о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и порядкового номера в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
- адрес электронной почты организации (при наличии);
- фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя организации.
В случае направления заявления в виде электронного документа оно должно быть подписано видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает поступившее заявление в течение 20 рабочих дней со дня его регистрации.
При необходимости Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации может запросить в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти информацию, подтверждающую наличие сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц и (или) о его аккредитации в национальной системе аккредитации посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В этом случае срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре.
Основаниями для принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре являются:
- несоответствие заявления требованиям к его содержанию и оформлению, указанным в п. п. 5-7 Правил;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
В случае принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение организации документов, представленных на бумажном носителе.
В случае отказа в регистрации организации в реестре по основанию, указанному в пп. «а» п. 10 Правил, организация вправе после их устранения повторно подать заявление в порядке, установленном п. п. 5-7 Правил.
Регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
Реестр содержит следующие сведения:
- полное наименование и место нахождения организации;
- идентификационный номер налогоплательщика организации;
- основной государственный регистрационный номер организации;
- регистрационный номер записи в реестре;
- дату принятия решения о внесении сведений об организации в реестр;
- дату и основание принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- дату и основание принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- дату и основание принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение заявления и приложенных к нему документов, принимает решение о внесении соответствующих изменений в содержащиеся в реестре сведения об организации и вносит такие изменения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда подлежит приостановлению, в случае:
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение сведений, указанных в п. п. 16 и 17 Правил, принимает решение о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации и вносит в реестр такую запись в течение 5 рабочих дней со дня регистрации указанных сведений в Министерстве.
В случае устранения причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда, организация направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих устранение указанных причин.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение указанного заявления, принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
Организация подлежит исключению из реестра в следующих случаях:
- прекращения осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования), прекращения осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда;
- прекращения действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
- прекращения срока действия либо аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ.
В случае прекращения осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда организация направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о прекращении осуществления соответствующей деятельности.
Сведения, предусмотренные пп. «б» п. 20 Правил, направляются Федеральной службой по аккредитации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение сведений или заявления, указанных в п. п. 21 и 22 Правил, принимает решение об исключении организации из реестра и исключает сведения об организации из реестра в течение 5 рабочих дней со дня регистрации указанных сведений или заявления в Министерстве.
В случае наступления обстоятельств, указанных в пп. «в» п. 20 Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об исключении организации из реестра и исключает сведения об организации из реестра в течение 3 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомляет в письменной форме организацию о решениях, принятых в соответствии с п. п. 18, 19 и 23 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Внесение сведений в реестр осуществляется без взимания платы.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Действия (бездействие) должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществленные в соответствии с настоящими Правилами, могут быть обжалованы в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает хранение сведений, внесенных в реестр, без срока давности.
Согласно ст. 20 Закона № 426-ФЗ к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта).
Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее образование;
- иметь дополнительное профессиональное образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
- иметь опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра экспертов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В реестр организаций вносятся следующие сведения:
- полное наименование организации и место ее нахождения;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- основной государственный регистрационный номер;
- регистрационный номер записи в реестре организаций;
- дата внесения сведений об организации в реестр организаций;
- дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;
- дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;
- дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.
- фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;
- номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);
- область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;
- дата аннулирования сертификата эксперта.
Специальная оценка условий труда не может проводиться:
- должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
- организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
- организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
- организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
- экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
- экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, при ее проведении может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям – заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:
- по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;
- по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с ст. 24 Закона №426-ФЗ заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в ч. 2 ст. 24 Закона № 426-ФЗ, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.